Интеллектуальное развитие человеческого существа

20.04.2018

Проект УМ+

Интеллектуальное развитие человеческого существа.

Теория и методология развития.

С 1998 года в Центре Гуманистических технологий «ЧЕЛОВЕК» (Санкт-Петербург) ведутся системные разработки методологии актуализации потенциала ума-разума у человека.

Рабочее определение ума:

Способность «второй природы» анализировать, синтезировать, абстрагировать и прогнозировать события, на базе усвоенных ранее знаний, в контексте перцепции в «здесь и сейчас».

 

Умственное развитие у ребенка: теория разработанная Пиаже.

Теория интеллектуального развития философа и биолога из Швейцарии Жана Пиаже охватывает стадию развития человека с младенческого возраста до достижения взрослости.

Много внимания Ж. Пиаже уделяет исследованию развития мышления в первые годы жизни ребенка, и прежде всего — когда появляется и как развивается логическое мышление. Пиаже полагал, что мышление взрослого человека имеет отличия от мышления ребенка именно в большей логичности.

В разные периоды исследовательской деятельности Ж. Пиаже перечислял разные этапы развития ума, но чаще их было четыре:

  • сенсомоторная стадия,
  • дооперациональная стадия,
  • стадия конкретных операций,
  • стадия формальных операций.

Сенсомоторная и дооперациональная стадии – это стадии допонятийного мышления. В этих стадиях суждения детишек относятся исключительно к конкретным предметам, чему-то наглядному и известному, единичны и категоричны: не имеют связи в логическую цепочку. Ребенок произносит на этих этапах суждения по аналогии и, в огромной степени, через наглядный пример. Единым фокусом допонятийного мышления является эгоцентризм (но не эгоизм, не путать). Эгоцентризм обусловливает особен­ности детской логики: нечувствительность к проти­воречию, синкретизм (ребенок в речи свя­зывает все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания. 

 

Методология развития ума

Примерно с 7 лет у ребенка начинает развиваться уже понятийное мышление, появляется оно на стадии конкретных операций и далее продолжается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия – по исследованиям Ж. Пиаже длиться от рождения до 2 лет и ее можно условно разделить на 6 подстадий, в каждой из которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения:

1) У ребенка есть безусловные рефлексы и он еще не способен думать, ставить цели и выделять себя из фона;

2) Рефлексы становятся повторяющимися действиями;

3) Появляется умение воспроизводить приятные, случайные, вызывающие интерес результаты собственных действий;

4) Возрастает умение в координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления;

5) Открытие новых приемов получения разных результатов;

6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Главные достижения этого периода:

  • появление скоординированных движений,
  • интенциональность и конструирование репрезентаций.
  • И важным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание существования независимых от субъекта объектов.

Дооперациональная стадия обычно бывает в возрасте от 2 до 7 лет, проявляется она в двух подстадиях. В первой подстадии сформировавшееся до 2 лет умение репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме этого, ребенок обнаруживает и запоминает ряд ассоциаций, и функциональных закономерностей, касающихся окружающей среды, пример: понимание тождественности, зависимостей и корреляций.

Особенностью в мышлении детей этого возраста является ограниченность. Это проявляется в том, что они сосредоточены зачастую на одном аспекте ситуации, — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а другие точки зрения игнорируются. Дооперациональная мысль не следует законам логики или физической причинности, а остается в поле ассоциаций. Можно наблюдать в аргументации детей их поступков абсурдные выдумки или же, например, желание оправдаться.

Стадия конкретных операций появляется в возрасте от 7 до 12 лет и в ней можно выделить две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, допущенные ребенком на дооперациональной стадии, исправляются они с разной степенью успешности. Значение слова «конкретная» операция, в названии этой стадии, заключен в том, что операциональное решение задач (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой задачи и зависит от ее содержания. Например, физические понятия ребенок усваивает в следующей последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Следующая стадия - формальных операций появляется в возрасте от 12 лет. В этой стадии система обратимых операций начинает становится более координированной. Уже развитая к 11-12 годам способность классифицировать объекты перерастает в способность комбинаторного мышления: например, анализируя событие, ребенок уже может учесть больше аспектов события и изменять их по очереди по одному, подобно специалисту-экспериментатору, уже ища логически обоснованный ответ.

Способность варьировать — в уме гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок научился придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности.

Итак, возможность берет верх над действительностью, а с форму рассматривают и манипулируют ею уже в отрыве от содержания, т. е.  по-другому, не так, как это делает ребенок, когда проходит стадию конкретных операций.

 

Этапы обучения

Жан Пиаже – известный в истории психолог. Он получил признание в научном кругу в первую очередь за его исследования в детской психологии и в развитии интеллекта у детей. 

В пределах каждого этапа Ж. Пиаже часто различал три уровня: неудача, частичный успех, успех.

После достаточного набора фактов в проведенных экспериментах в своей теории Пиаже описал развитие не как последовательное движение от одного этапа к другому, а как поднятие по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, имеющиеся на предыдущем уровне, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне.

 

Развивающая среда – Игры

Окружая ребенка вещами, предметами и процессами, адекватными его уровню развития, можно создать среду, которая в большой степени будет удовлетворять сиюминутным потребностям ребенка. Однако, ребенок стремительно растет и его потребности растут вместе с ним. В связи с этим, важно окружать человечка такими предметами и провоцировать процессы «включающие» следующие этапы становления его индивидуальной личности. Такими предметами на всех стадиях роста могут быть различные игры и головоломки, начиная с простых и продолжая сложными и предельно сложными, которые будут бросать вызов жадно вызревающему новому Разуму.

Один из известных исследователей и теоретиков Игры – Рожэ Кайуа – предложил свести все варианты игр к четырем типам:

 «…философ предлагает выделить доминирование четырех рубрик, которым он дает латинские названия: соревнования (agon), азарта (alea), симуляции (mimicry) и головокружения (ilinx). Что попадает в эти рубрики?

1. Agon. — Футбол и шахматы…

2. Alea. — Рулетка и лотерея…

3. Mimicry. — Игра в пирата и Гамлета…

4. Ilinx. — Игра, провоцирующая специальные органические состояния разума, а точнее частичную потерю разума (confusion, desarroi). — Кружения…

 

Одним из лучших элементов для создания развивающего пространства и стимулирующей среды, могут послужить динамические игрушки – головоломки, которые на наш взгляд можно отнести к рубрике Agon по классификации игр Роже Кайуа.  Именно они – головоломки – служат той задачкой-загадкой, которая позволяет, используя в первую очередь тело и разум, развивать и взращивать великий потенциал существа вида Homo Sapiens.