Методы развития интеллекта

30.06.2017

 Привести в равновесие свой ум, правое и левое полушарие, подтянуть возможности своего ума на более высокий уровень сложности – если задаться такой целью, то это возможно сделать доступным способом, используя свои пальцы рук. В древности для этого использовались Мудры.

Мудры

Мудры - это сложный комплекс практик состоящий из сложения пальцев в определенный жест. Основное в мудрах – это делать практику осознавая все свои действия.

Мудры - это практика пришедшая к нам с востока, из глубины тысячелетий, из доарийского периода существования Индии.

Мудра - в переводе с санскрита означает "дарующая радость", "печать", «жест», замок, замыкание; в существующих учениях индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук.

Мудра - это гимнастика для рук, которая позволяет управлять энергиями, является мощным способом воздействия на самого себя, благодаря которому можно обрести внутреннее спокойствие. Это проверенный веками способ самосовершенствования.

Мудр существует большое количество, вот несколько параметров, на изменение которых направлены мудры:

- Практика некоторых мудр на регулярной основе может помочь избавиться от потери памяти.

- Мудры приводят к коренному пересмотру деструктивных изменений в организме человека. Они развивают благочестие и любезный характер.

- Мудры помогают в формировании физического, умственного и даже морального аспектов личности.

Чтобы иметь побольше представления о мудрах, рассмотрим одну, как она выглядит и на что направлена.

Пушан мудра.

Эта мудра в восточной традиции посвящена богу солнца. Она означает, принятие и получение одной рукой и отдачу другой. Эта мудра помогает пищеварению и выделению. Она также стимулирует мозг.

Пушан мудра

В наше время медицина и детская педагогика обнаружила, что упражнения с пальцами, или пальчиковые игры — это верный способ развить у ребенка речь и моторику. Было замечено, что игры способствуют развитию формирования кисти рук и сонастройке речи. Проведена связь между словесной речью ребенка и движением рук: речь начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук ребенка готовят основу для связности будущей речи, для развития точных действий пальцев, синхронизации действий полушарий головного мозга.

Вырастая человек перестает уделять внимание упражнениям для рук, или делает их, если он спортсмен или что-то случилось с руками. И такая доступная почти всем сфера балансирования полушарий мозга бывает забыта. Можно ее восстановить – пойти обучаться практике мудр – на это уйдут годы.

Как альтернатива мудрам, упрощенная, но эффективная практика с пальцами: пальчиковые упражнения для детей и взрослых.

Эту практику мы часто используем в Школе Игратехников для быстрой самонастройки при поиске решений головоломок, чтобы новички, пришедшие на выставки головоломок, которые мы устраиваем в рамках проекта головоломок Ум+ быстро включили свой интеллект и соображалку. Практика состоит из различных упражнений с пальцами на повышение внимания, быстроты реакции, осознанности, и все это приводит к улучшению работы мозга, появлению новых нейронных связей в нем (говоря современным языком), приведению его в готовность решать задачи. Вот одно из них:

Игра 1.

Сложите пальцы правой руки как на этой картинке - козой.

Теперь другую руку сложите так как на рисунке –«Здорово!».

А теперь двумя руками– сложите одновременно Козу и «Здорово!».

И, важный момент, - быстро поменяйте конфигурацию пальцев рук – левой сложите Козу, а правой – «Здорово!»

Современные методы развития Человека

ИГРАТЕХНИКА – как современный инструмент психологии развития человека опирается на три кита:

1)Игру;

2)Технику;

3)Пластичность человеческой психики.

1. Феномен ИГРЫ

При внимательном рассмотрении Игры, её метафизика оказывается созвучной положениям витализма в неких формах жизненной активности, реализующихся в различных сферах бытия. Это проявляется и в большой популярности в своё время спенсерианства в теории игры как вида деятельности, и в философско-культурологических концепциях М. Дюфрена, Х. Ортеги – и - Гассета, Ф.Ницше, Й.Хейзинги , содержащих попытку обнаружить не вербализуемую интенцию, лежащую в основе творческой активности человека, объективирующуюся в культуре и концептуализирующуюся понятием «игра».

Особое место игра занимает в таких направлениях эстетики, как структурализм, постструктурализм, а также в примыкающих к ним художественных течениях формализма, модернизма и постмодернизма. В концепциях Р. Барта, Ж. Дерриды, в произведениях У. Эко, М. Павича, Аготы Кристоф игра предстает внутренним элементом текста, структурообразующим принципом, инструментарием дискурса и деконструкции.

Искусство игры требует не только интеллектуальных навыков, но и мастерского применения алгоритма ее исполнения. Логическая игра мобилизует знания человека, дисциплинирует его ум.

Известный ученый-математик Г. В. Лейбниц в трактате «Примечание к некоторым играм» писал: «Мы часто замечаем, что люди проявляют более всего изобретательности в играх, и поэтому логические игры заслуживают внимания не сами по себе, а потому что развивают находчивость».

2. ТЕХНИКА

В данном случаем под этим термином предлагается понимать как объекты-атрибуты игры (мяч, шайба, ракетка, механические головоломки), так и методологию игры (правила, этику, тактику и стратегию, эстетику и, наконец, философию и идеологию).

3. Пластичность человеческой психики

Лао-Цзы говорил: «Слабое и гибкое побеждает жесткое и твердое» Проблема пластичности –одна из тех, которые волнуют психологов на протяжении долгого времени (см., например, работы Майты 30-х годов по двигательному развитию близнецов). Интерес к этой теме существует и в современной биологии и социологии развития. Пластичность психики является ценным свойством в условиях современного мира. Выработка в себе этого качества - это целый путь - путь открывания себя, своих нераскрытых возможностей. В двух словах пластичность человеческой психики позволяет нам адаптироваться к изменяющейся среде, развивая в себе все новые и новые качества и свойства. Культивируя поколение за поколением наше главное достояние, отличающее нас от других форм жизни – РАЗУМ.

Таким образом на базе такого понимания данных терминов можем смело предложить следующее определение понятию «Игратехника»:

ИГРАТЕХНИКА – разновидность Гуманистической психотерапии, основным инструментом которой являются различные виды игр, с помощью которых терапевт актуализирует проблему пациента и, спровоцировав перепроживание травмирующей ситуации в игровой среде, приводит его к исцелению. Т.к. недоразвитость тех или иных способностей у человека можно приравнять к специфической дисфункции (болезни), то эта же группа методов может быть использована для создания творческой игровой среды в которой человек индивидуальным способом активирует и убыстряет процесс своего развития (созревания, оздоровления, усложнения).

Система «ИГРАТЕХНИКА» разрабатывается сотрудниками Санкт-Петербургского Центра гуманистических технологий «Человек» Геннадием Широковым, Татьяной Гинзбург с 1990 года. В настоящее время методика апробируется в Ярославском государственном университете на кафедре «Интегративной психологии» (проф. Козлов В.В.).

Сайт www.daism.ru